Основным направлением метамерной терапии является использование лекарственных биологически активных препаратов, которые вводят в минимальных дозах (0.1 мл) в рецепторные зоны (дерматомерные, миомерные, склеромерные, нейромерные), соответствующие метамерам, в зоне иннервации которых определяется то или иное функциональное нарушение. Вводимое вещество оказывает прямое воздействие на нервные клетки через их периферические аксоны и дендриты и достигает нейрональных структур. В зависимости от локализации двигательных нарушений на один сеанс обкалывают от 10 до 20 точек по ходу основных нервных стволов, миомерно и склеромерно до 100- 150 точек. Используют препараты-церебролизин, церебролизат, актовегин, убихинон, церебрум композитум, дискус,цель-Т, плацента-композитум и др. Курс, как правило, включает 5 сеансов, проводимых через день. Продолжительность курсового лечения 10 дней, повторные курсы назначаются индивидуально с интервалом 3-6 месяцев. Проведение комплексной терапии показано детям с различными нарушениями статико-моторного, психоречевого и коммуникативного развития (ПЭП, ДЦП, ЗПРР, аутистикоподобные синдромы, УМО, вегетативно-сосудистая дистония).
Показаниями к метамерной терапии служат различные функциональные расстройства нервной системы: болевые синдромы, патологические позотонические установки и двигательные нарушения, дефекты перцепции различной модальности, вегетативно- сосудистые и вегетативно-трофические расстройства и др. Метамерные рефлекторные воздействия осуществляются через рецепторные или триггерные зоны и точки дерматомеров, миомеров и склеромеров, соответствующих локализации поражения согласно сегментарной иннервации тела человека. В качестве раздражающего агента могут использоваться электростимуляция, электролазерная пунктура, точечный склеромерный массаж, введение минимальных доз биологически активных препаратов.
Комплексная стимуляция развития статикомоторных, перцептивных и интеллектуально- речевых функций у детей с различными формами ДЦП включает в себя:
Стимулирующая терапия проводится после:
Клинические примеры:
Пример № 1. Пациент Р. Мария 15.12.02 г.р. прошла 2 курса лечения. Диагноз: перинатальное поражение ЦНС, ишемически-гипоксического генеза, перивентрикулярная энцефалопатия с выраженной гипоплазией лобных отделов коры, гипоплазией мозолистого тела, ассиметричным расширением желудочковой системы S>D. Нарушение двигательного и речевого развития, ДЦП, правосторонний гемипарез, ЗПРР, дизатрия.
В неврологическом статусе – активна, контактна, на осмотр реагирует адекватно. В речи – задержка речевого развития (отдельные слова). Гипертензионно-гидроцефальный синдром. Мышечный тонус по спастическому типу в сгибателях правой руки, дистальных отделах правой ноги, тугоподвижность голеностопного сустава справа. Походка гемипаретическая. Видимых координаторных нарушений нет. Патологические стопные и кистевые знаки справа. Чувствительность болевая и температурная сохранена.
После проведенных 2-х курсов терапии – увеличился объем движений в правой руке, «раскрылась» кисть, справа опора на полную стопу, увеличилась речевая активность – речь фразовая.
В динамике на УЗДГ – уменьшились признаки перенапряжения симптоматического отдела ВНС. Улучшились показатели ЭЭГ – увеличилась БА коры головного мозга. На МРТ-головного мозга – уменьшение выраженности атрофических изменений в лобных отделах коры, сформировалось мозолистое тело, уменьшились признаки расширения желудочковой системы.
Пример № 2. Пациент С. Ярослав, 22.12.04 г.р. прошел 3 курса лечения. Диагноз: Внутриутробное и перинатальное поражение ЦНС, ишемически-гипоксического генеза. Перивентрикулярная энцефалопатия с гипоплазией лобных, височных отделов коры, мозолистого тела, червя мозжечка, киста в области сосудистого сплетения правого желудочка, расширение желудочковой системы S>D, нарушение двигательного развития. ДЦП, спастический тетрапарез с акцентом справа. Парез нижней ветви лицевого нерва справа.
Поступил с жалобами на задержку двигательного развития – не ходит самостоятельно, ограничен объем движений в руках, асимметрия углов рта при плаче. В неврологическом статусе – в сознании, активен, на осмотр реагирует адекватно. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. Ч.М.Н. – асимметрия углов рта при улыбке и плаче, правый угол опущен, девиация языка влево, гипертонус трапецевидной мышцы. Мышечный тонус повышен по спастическому типу в сгибателях верхних и нижних конечностей, акцент справа. Сухожильные рефлексы высокие D>S. Патологические стопные знаки с двух сторон. Пронаторная установка кистей рук, акцент справа, тугоподвижность голеностопных суставов. Диспраксия. Чувствительность болевая и температурная сохранена.
После проведенного 1 курса терапии – уменьшилась спастика, увеличился объем движений в руках, опустился на полную стопу при ходьбе с поддержкой. После 2 курса терапии – стал самостоятельно стоять, недлительно ходить.
После 3 курса – уверенно ходит самостоятельно, поднимается по лестнице. На ЭЭГ – уменьшились признаки межполушарной асимметрии, уменьшение пароксимальной активности, улучшение параметров корковой ритмики. На МРТ-головного мозга – уменьшились признаки гипоплазии лобных и височных отделов коры, улучшилась дифференцировка на серое и белое вещество.
Пример № 3. Пациент С. Владимир, 2003 г.р., прошел 2 курса лечения. Диагноз: нарушение коммуникативного развития. Атипичный аутизм. ОНР – 1 уровень. Поступил с жалобами на нарушение коммуникативных функций, задержку психо-речевого развития, расторможенность. В неврологическом статусе - в сознании, на осмотр реагирует негативно, в поведении аутистические черты, стереотипии двигательные и речевые, эгоцентрическая речь, Ч.М.Н. – без очаговой патологии. Мышечный тонус незначительно снижен, акцент в дистальных отделах. Сухожильные рефлексы живыеD=S. Патологических знаков нет. Чувствительность болевая и температурная сохранена.
После 1 курса лечения уменьшилась расторможенность, увеличилась речевая активность, стал лучше контактировать с окружающими.
После 2 курса терапии – нивелировались аутические черты поведения. Консультирован психиатром – снят диагноз – аутизм. На ЭЭГ – в динамике улучшились показатели параметров корковой ритмики (альфа-активности).
Пример № 4. Пациент О. Арина, 28.04.99 г.р., прошла 2 курса стимулирующей терапии в Институте. Диагноз при поступлении – нарушение коммуникативного и психо-речевого развития. Атипичный аутизм. Сенсо-моторная дисфазия. В неврологическом статусе при поступлении – двигательных нарушений нет. Ч.М.Н. – без видимой очаговой патологии. Мышечный тонус снижен в листальных отделах конечностей. Сухожильные рефлексы живые d=s. Патологических знаков нет. Негрубая диспраксия. Чувствительность болевая и температурная сохранена. Нарушений функции тазовых органов нет. В речи – сенсо-моторная дисфазия. Аутистические черты поведения, стереотипии, внимание концентрирует с трудом, истощаема, двигательно расторможена.
После 1 курса терапии – улучшился контакт с окружающими, лучше концентрирует внимание, нивелировалась агрессивность поведения, увеличилась речевая активность, расширился словарный запас, нивелируются аутистические черты поведения.
После 2 курса терапии – значительно улучшились коммуникативные функции, появился хороший контакт с окружающими, речь фразовая, пытается читать, психолагами даны рекомендации для обучения в школе по коррекционной программе, психиатр по месту жительства снял диагноз – атипичный аутизм.
Пример № 5. Пациент М. Сэм, 04.09.2002 г.р., прошел 2 курса терапии (1 курс – с 15.01.07 г. по 25.01.07 г.; 2 курс – с 14.05.07 г. по 24.05.07 г.). Диагноз – внутриутробное и перинатальное поражение ЦНС. Микроцефалия. ДЦП, дистоническая форма. Задержка психо-речевого развития с аутистикоподобной симптоматикой. Частичная атрофия зрительных нервов. Микросомия. В неврологическом статусе – микроцефалия, аномалия развития глазных яблок, микрофтальмия. Эписидром в стадии ремиссии. Ч.М.Н. – частичная атрофия зрительных нервов, слабость жевательной мускулатуры. Мышечный тонус дистоничен, повышен по спастическому типу в плечевом поясе, снижен в дистальных отделах конечностей. Сухожильные рефлексы живые d=s, патологические стопные знаки с двух сторон. Диспраксия. Чувствительность болевая и температурная сохранена. Задержка психо-речевого развития с аутистическими чертами поведения. Сенсо-моторная дисфазия.
После 1 курса терапии отмечалась положительная динамика в речевом и коммуникативном развитии – появились новые звуки, слоги, лучше стал контакт с окружающими, стал активнее, появилось желание ходить. По заключению окулиста улучшились показатели вызванных зрительных потенциалов.
После 2 курса терапии – стал недлительно ходить самостоятельно, увеличилась речевая активность (произносит несколько слов).
Пример № 6. Пациент Диана Я., 17.01.04 г.р., прошла 4 курса терапии. Диагноз: микроцефалия, ДЦП, спастический тетрапарез, страбизм, ЗПРР. При поступлении – не сидела, не стояла, не говорила, выражен «перекрест» нижних конечностей. После проведения 4 курсов: сидит самостоятельно, уверенно, стоит и ходит у опоры, самостоятельно стоит 1-2 сек., активный шаг, нет «перекреста». Появилась речь – простые фразы. Уменьшилось косоглазие.
Пример № 7. Пациент Артем Ч., 09.07.03 г.р., прошел 2 курса лечения. Диагноз: М.М.Д., синдром дефицита внимания, ЗПРР, сенсо-моторная дисфазия. После проведенного лечения уменьшилась расторможенность, активизировалась речь, появились распространенные предложения, знает стихи, усложнились игры, улучшилась мелкая моторика рук, снят диагноз – сенсо-моторная дисфазия.
Пример № 8. Пациент Дарья Ю., 26.12.04 г.р., прошла 4 курса лечения. Диагноз: ДЦП, смешанная форма, симтоматическая эпилепсия (ремиссия 1 год). При поступлении в Институт ребенок не сидел, не вставал самостоятельно, не было речи (отдельные звуки). В неврологическом статусе – микроцефалия, симтоматическая эпилепсия (ремиссия). Мышечный тонус повышен по спастическому типу в плечевом и тазо-бедренном поясе. В динамике после проведенных курсов терапии стала самостоятельно стоять и вставать у опоры, ходить с поддержкой за одну руку, активизировалась речевая активность (повторяет слова, появились речевые фразы).