«У всех звуков, из которых складывается слово,
своя душа, своя природа, свое содержание,
которые должен почувствовать говорящий»
К.С. Станиславский.
У пациентов «ИМТ» не всегда есть такие возможности почувствовать эту природу и содержание звуков. К сожалению, их особенности не в полной мере позволяют сделать это самостоятельно.
Логопед-дефектолог является помощником в формировании этого чувства. Все дети разные сами по себе и разные их уровни сохранности интеллектуальных и физических возможностей. Только после определения этих возможностей, видения уровня актуального развития, того самого сильного, что есть в ребенке, можно определить пути коррекции и развития.
Специалистами предлагаются комплексные подходы при коррекции речевых расстройств (алалия, дизартрия, задержки речевого и интеллектуального развития, с симптоматикой аутизма). Комплексность заключается в фармакотерапии, педагогической и физической коррекции основанной на необходимости воздействия на взаимосвязанные патологические звенья одновременно, что значительно повышает эффективность лечения и максимально приближает уровень развития ребенка к норме.
Для эффективности логопедической работы в первую очередь необходимо формирование мотивации к занятиям, побуждение речевой активности. Наиболее универсальным и комплексным методом в этом является сказкотерапия и музыкотерапия. Это методы, использующие сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром (Т.Зинкевич - Евстигнеева, Т.Грабенко, Д. Фролов).
На занятиях с логопедом-дефектологом:
В основу этих занятий положена программа Филичевой Т.Б.,
Тумановой Т.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН», работы Н.В.Нищевой, а также собственные разработки, основанные на методических рекомендациях и собственном опыте специалистов.
В комплексной системе преодоления речевых расстройств у детей с дизартрией используется логопедический массаж (точечный, зондовый, ручной). Предлагаются дифференцированные приемы массажа (Архипова Е.Ф. «Логопедический массаж при дизартрии»), в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при различных речевых нарушениях.
Основной задачей в работе с детьми с речевыми дефектами является целостное развитие ребенка с использованием самых эффективных развивающих и корректирующих средств и методов.