+7 (495) 742-44-98 +7 (495) 646-04-37 info@biocyte.ru
Применение биологически активных церебральных стимуляторов в комплексной терапии детей с органическими поражениями ЦНС

По данным Минздрава в России примерно 541 тысяча, детей-инвалидов. В настоящее время в среднем по России первое место среди причин детской инвалидности принадлежит болезням нервной системы (41,9%). На втором и третьем местах находятся психические расстройства и врожденные аномалии (33,7% и 17,8% соответственно). Из которых 70% стали инвалидами вследствие факторов, имевших место до рождения (пренатальный период), 20% - благодаря факторам, проявившимся либо во время родов (перинатальный период), либо сразу после рождения (первые четыре недели жизни) и 10% - вследствие факторов, проявившихся в течение первых двух лет жизни (постнатальный период).

Значительная часть неудач по восстановлению здоровья детей с поражениями нервной системы обусловлено поздней диагностикой и поздно начатым лечением. Так как ранняя диагностика характера и причины неврологических расстройств у детей позволяет воспользоваться особенно благоприятным свойством центральной нервной системы новорожденного ребенка – высокой нейропластичностью тканей головного мозга. Раннее терапевтическое вмешательство позволяет предупредить возникновение последующих тяжелых двигательных и интеллектуальных расстройств. В терапии отдается предпочтение использованию препаратов, обладающих высокой биологической активностью, основная задача которых облегчить восстановление структуры и функции пострадавших, но не погибших нервных клеток и структур и использовать огромные восстановительные резервы развивающегося мозга.

В АО «Институт медицинских технологий» («ИМТ») для лечения тяжелых перинатальных неврологических расстройств, практически применены новейшие технологии с использованием биогенных стимуляторов, включающих препараты биологически активных полипептидов и аминокислот, эмбрионально-тканевых белков, препаратов нативной ДНК, вазоактивных агентов, гомеопатических средств.

  1. Воздействие на метаболизм головного мозга, на холинэргические процессы, на адренэргические процессы, энергетический обмен
  2. Улучшают микроциркуляцию в головном мозге
  3. Улучшают процессы репарации, дифференцировки и созревания нервных клеток в головном мозге, жизнедеятельность холинэргических нейронов базальных ядер переднего мозга, ГАМК-эргических нейронов переднего и промежуточного мозга; дофаминэргические нейронов черной субстанции; ретинального ганглия; гипокампа и мотонейронов способствует восстановлению двигательных и речевых расстройств и биоэлектрической активности мозга способствует прекращению или снижению судорожной активности.

Анализ результатов проведенной работы говорит, что головной мозг детей раннего возраста обладает феноменом высокой нейропластичности и большими компенсаторными возможностями. При современной диагностике и рано начатом лечении реабилитационный эффект может оказываться достаточно высоким. Применяемая нами методика позволяет делать микроинъекции в определенные зоны в зависимости от характера повреждения (поражения), лекарство достигает конкретную область головного, спинного мозга или мышцы, для восстановления двигательного или когнитивного дефицита. Основной группой пациентов являются дети с различными формами ДЦП, задержками психо-речевого развития, нарушениями зрения (атрофия зрительных нервов, ретинопатия), аутизм, синдром гиперактивности, судорожные состояния.

Микроинъекции (фармакопунктура) препаратов проводится в точки акупунктуры индивидуально по схеме от 10 до 20 микроинъекций. Метомерное введение препаратов проводится периганглионарно (вокруг вегетативных ганглиев шеи и позвоночника), перинервально (вокруг основных магистральных нервов конечностей), миомерно (тригенные зоны мышц), склеромерно (точки надкостницы костей конечностей верхнего плечевого и нижнего тазового пояса в соответствии с клинической картиной ребенка).

Данный метод обеспечивает достижение психотропного эффекта, восстановление крупной и мелкой моторики, устранение спастичности мышц или гипотонии; улучшение трофики мышечной ткани, т. е. мышечно-тонического дисбаланса; восстановление речевой активности, а также нарушенных регуляторных процессов; стимуляцию собственных иммунных сил с помощью увеличения антитоксически активных ферментов; активацию функции дезинтоксикации; снижению или исчезновению судорог.

Нет сомнений, что составление комплексной реабилитационной программы должно проводиться:

  1. C учетом возраста ребенка (т.е. нормативных показателей состояния двигательной интеллектуально речевой сфер).
  2. Характера патологических изменений в мозге (структурный дефект, функциональная недостаточность). При отсутствии структурного дефекта, но наличии функционального дефицита - проводится стимуляция нормального развития этих структурно неповрежденных отделов, как результат - обеспечение возрастных нормативных показателей моторного и психо-речевого развития.

В сллучае структурных изменений ЦНС проводится минимализация поврежденных структур и стимуляция компенсаторных возможностей мозга.
Наибольший процент (65%) детей в «ИМТ», получающих реабилитацию инновационной технологией, составляют пациенты с ДЦП.

Диагноз ДЦП может быть установлен к 6-и месяцам. Сохранение к этому времени неугасших вестибулярных и лабиринтных рефлексов; поражение руброспинальных путей и таламо-паллидарной системы приводят к нарушению движений разной степени тяжести и обусловливает дальнейшую деформацию позы и ходьбы ребенка, а в дальнейшем к задержке формирования изолированных движений и вертикализации. В механизме развития патологических движений важная роль принадлежит состоянию периферического нейромоторного аппарата и мышечной системы, степенью напряжения мышцы, микроциркуляции, характеру сегментарно-периферического контроля над функцией мышцы со стороны передних рогов спинного мозга. Нарушение зрительной, слуховой, вестибулярной афферентации приводит к нарушению контроля за формированием двигательных актов. Поражение вестибулярных аппаратов, задних столбов мозжечка, приводит к различным видам атаксий.

Особое внимание обращается на перинатальную неврологию: гипоксически-ишемическому поражению головного мозга, внутриутробным инфекциям, токсическим повреждениям и др. и как следствие поражения моторных зон больших полушарий мозга. Факторы, воздействующие на плод в ранней стадии эмбриогенеза, приводят к дисциркуляторным изменениям (некроз, кровоизлияние, тромбоз, перивентрикулярные ишемические и геморрагические лейкомаляции, парасагиттальные церебральные повреждения), а также к различным вариантам морфологических изменений и аномалий развития мозга (пахигирия, агирия, гетеротопия, поэнцефалия, микроцефалия).

Клинические примеры:
1. Ребенок Михаил К. 1г. 2мес. от 1-й беременности, 1-х родов. Роды преждевременные на сроке 28-29 недель. Вес 1900г. Диагноз при поступлении в «ИМТ»: ДЦП, двойная гемиплегия; микроцефалия, ЗПР и моторного развития, симптоматическая эпилепсия, частичная атрофия зрительных нервов.
При поступлении в ИМТ в клинической картине: голову не удерживает, самостоятельно не переворачивается, не ползает, не сидит, автоматическая ходьба с перекрестом ног и установкой на переднюю часть стопы, гиперрефлексия, кантрактуробразование в плечелопаточных, коленных и голеностопных суставах. Зрение ослаблено - видит только свет. Грубая задержка психо-речевого развития.
На ЭЭГ - изменения резидуально-органического характера, очаг эпи активности в правой лобно-височной области.
Ребенку проведено 3 курса терапии полифункциональными белково-пептидными регуляторами, гомеопатическими, вазоактивными средствами, с участием 20-и акупунктурных точек.
В результате проведенного лечения отмечается положительная динамика: улучшилось зрение (ребенок видит крупные предметы), голову удерживает, самостоятельно сидит, стоит без поддержки, самостоятельно делает несколько шагов с установкой на полную стопу. В нервно-психической сфере отмечается развитие речи - появление активных слов (до 30 -и слов), понимание разговорной речи на бытовом уровне, формирование навыков самообслуживания в быту. Активно интересуется окружающим миром, контактен, игровая деятельность по возрасту. Судорожный приступ отмечался однократно при подъеме температуры.

2. Катя Т. 3г. 8мес. поступила в «ИМТ» с диагнозом ДЦП гиперкинетическая форма, ЗПР и моторного развития.
В неврологическом статусе: выраженная спастика рук и ног; гиперкинезы и дистонические атаки, усиливающиеся при психо-эмоциональном напряжении; собственная речь отсутствует, понимание обращенной речи на бытовом уровне.
В «ИМТ» ребенку проведено полное диагностическое обследование и назначен курс терапии полифункциональными белково-пептидными регуляторами, гомеопатическими, вазоактивными средствами с участием 16-и акупунктурных точек.
В результате проведенных 3-х курсов лечения у ребенка отмечается выраженная положительная динамика: гиперкинезы значительно уменьшились, самостоятельно сидит, стоит, может передвигаться при поддержке за одну руку. В нервно-психическом развитии появилась экспрессивная речь (дизартрия), улучшилась мелкая моторика, берет предметы обеими руками, рисует, расширился кругозор. Понимание обращенной речи в полном объеме.

3. Ребенок Настя В. 3г. 2мес. родилась в асфиксии тяжелой степени. Находилась на выхаживании в стационаре в течение 1-го мес. ИВЛ 8сут.
Диагноз при поступлении в «ИМТ»: ДЦП, спастический тетрапарез, ЗПР и моторного развития.
Девочка самостоятельно не сидела, не стояла, передвигалась при опоре за две руки с перекрестом ног в нижней трети голени и установкой стопы на переднюю часть. В нервно-психическом развитии речь отсутствовала, понимание обращенной речи отмечалась на бытовом уровне, игрушками не интересовалась, контактность снижена.
После проведенного диагностического обследования в «ИМТ» ребенку было проведено:8 курсов терапии полифункциональными белково-пептидными регуляторами гомеопатическими, вазоактивными средствами с участием 18-и акупунктурных точек.
Лечение проводилось 1раз в 3месяца с учетом всех клинических данных и результатов обследований.
В результате проведенного лечения отмечается положительная динамика: уменьшилась спастика рук и ног, стоит без опоры, не долго, но самостоятельно ходит, улучшилась мелкая моторика, пользуется ложкой, самостоятельно раздевается, охотно рисует. Речь ребенка включает распространенные предложения, активный словарный запас достаточный, знает буквы, цифры, внимательна, усидчива, значительно улучшилось логическое мышление.

4. Ребенок Полина С. 2г. 7мес. поступила в «ИМТ» с диагнозом: ДЦП, атонически-астатическая форма; сенсомоторная алалия, ЗПР и моторного развития. Ребенку было проведено полное диагностическое обследование ЦНС. В неврологическом статусе при поступлении отмечалась диффузная мышечная гипотония, девочка не сидела, не ползала, не ходила самостоятельно. В нервно-психическом развитии у ребенка речь отсутствовала, понимание обращенной речи было на эмоциональном уровне.
После проведенных 2-х курсов лечения полифункциональными белково-пептидными регуляторами, гомеопатическими, вазоактивными средствами в двигательном развитии отмечалась значительная положительная динамика: ребенок окреп физически, мышечный тонус спины, рук и ног улучшился. Мышечная сила составила 3 бала. Девочка самостоятельно сидит, стоит, ходит без поддержки.
Нервно-психическое развитие ребенка восстановилось после проведения 8-и курсов терапии: ребенок говорит предложениями (дизартрия), понимает обращенную речь полностью, восстановилось логическое мышление, уровень познавательной деятельности приблизился к возрастной норме.

5. Ребенок Костя Б. обратился в «ИМТ» в возрасте 2-х лет 11мес. с диагнозом: Задержка психо-речевого развития, синдром гиперактивности.
В неврологическом статусе отмечалась гиперактивность в поведении, значительное снижение внимания, речеслуховой и зрительной памяти. Ребенок пользовался жестовой речью. Навыки самообслуживания в быту не были сформированы, играл мало, контактность формальна.
После проведения комплекса диагностических обследований ЦНС , ребенку с интервалом в 3 месяца была проведена терапия: 5 курсов полифункциональными белково-пептидными регуляторами, гомеопатическими, вазоактивными средствами с участием 12-и акупунктурных точек.
В результате проведенного лечения у ребенка отметилась положительная динамика в нервно-психическом развитии. Ребенок говорит распространенными фразами, понимание обращенной речи близко к норме, уменьшилась гипермоторность, усидчив на занятиях, контактен, знает буквы, проявляет интерес к книгам, любит конструировать, рисовать. Навыки самообслуживания в быту сформированы в полном объеме.